Historical
Сива встречает Давида
16 Когда Давид спускался с вершины горы Олив[a], он встретил Сиву, слугу Мемфивосфея. У того было два навьюченных осла, которые везли двести хлебов, сто связок изюма, сто связок смокв и мех с вином. 2 Царь спросил Сиву: «Для чего всё это?»
Тогда Сива ответил: «Ослы предназначены для царя, чтобы ездить, хлеб и фрукты—для пищи воинам, а вино—для питья ослабевшим в пустыне».
3 Царь спросил: «Где Мемфивосфей?»[b]
Сива ответил царю: «Он остался в Иерусалиме и говорит: „Сегодня израильтяне вернут мне царство моего деда”».
4 Тогда царь сказал Сиве: «Всё, что принадлежало Мемфивосфею, я сейчас отдаю тебе».
Услышав эти слова, Сива ответил: «Поклон тебе за это. Я надеюсь всегда находиться в милости у тебя».
Шимей проклинает Давида
5 Когда царь Давид дошёл до Бахурима, оттуда вышел человек из семьи Саула по имени Шимей, сын Геры. Он шёл, ругая Давида, и 6 бросал камни в него и во всех слуг, окружавших царя справа и слева. 7 Злословя, Шимей говорил: «Уходи, уходи, ты никчёмный убийца![c] 8 Господь наказывает тебя за пролитую тобой кровь всего дома Саула, вместо которого ты царствуешь. Господь отдал царство твоему сыну Авессалому. Эти беды происходят с тобой, потому что ты—убийца».
9 И сказал Авесса, сын Саруи: «Почему должен этот мёртвый пёс оскорблять моего господина царя? Позволь мне отрубить ему голову».
10 Но царь сказал: «Что мне делать с вами, сыны Саруи? Если это Господь велел ему поносить меня, то кто же может сказать: „Зачем ты так делаешь?”»
11 И ещё сказал Давид Авессе и всем своим слугам: «Если мой собственный сын пытается убить меня, у этого вениамитянина есть больше на это причин! Оставьте его. Пусть злословит, потому что Господь повелел ему это. 12 Может быть, Господь увидит унижения, которым я подвергаюсь, и воздаст мне добром за сегодняшнее злословие Шимея».
13 Тогда Давид и его люди пошли своей дорогой, а Шимей продолжал следовать за Давидом. Он шёл возле склона горы, ругался и бросал в Давида камни и грязь.
14 Царь и все, кто были с ним, пришли к реке Иордан. Они были очень утомлены и поэтому остановились там отдохнуть.
15 Между тем, Авессалом и весь народ Израиля пришли в Иерусалим, с ним также был и Ахитофел. 16 Хусий архитянин, друг Давида, пришёл к Авессалому и сказал: «Да здравствует царь! Да здравствует царь!»
17 Тогда Авессалом спросил: «Почему ты неверен своему другу Давиду? Почему ты не ушёл с ним из Иерусалима?»
18 Хусий сказал Авессалому: «Я принадлежу тому, кого избирает Господь. Этот народ и весь Израиль избирают тебя, поэтому Я останусь с тобой. 19 Раньше я служил твоему отцу, а сейчас я должен служить сыну Давида. Я буду служить тебе».
Авессалом просит у Ахитофела совета
20 Авессалом сказал Ахитофелу: «Посоветуй, что нам делать».
21 И тогда Ахитофел ответил Авессалому: «Твой отец оставил здесь нескольких из своих наложниц присматривать за домом. Войди к наложницам твоего отца, тогда все израильтяне узнают, как ты унизил Давида, и ещё усерднее станут поддерживать тебя».
22 И поставили для Авессалома палатку на кровле, и он вошёл к жёнам[d] своего отца, и весь Израиль видел это. 23 В то время советы Ахитофела были как наставления от Бога. Они имели большое значение как для Давида, так и для Авессалома.
Ахитофел даёт совет о Давиде
17 Ахитофел сказал Авессалому: «Позволь мне выбрать двенадцать тысяч человек, и я отправлюсь в погоню за Давидом этой ночью. 2 Я нападу на него, когда он утомится и ослабеет. Я напугаю его, и все его люди разбегутся, но я убью только царя Давида. 3 Затем я верну тебе всех людей, подобно невесте, которая возвращается к своему мужу[e]. Ты ведь хочешь убить только одного человека, Давида. Если он умрёт, тогда весь народ вернётся с миром».
4 Этот план понравился Авессалому и всем старейшинам Израиля. 5 Но Авессалом сказал: «Позовите теперь Хусия архитянина. Я хочу услышать, что он скажет».
Хусий выступает против совета Ахитофела
6 Хусий пришёл к Авессалому, и Авессалом спросил его: «Вот совет Ахитофела. Должны ли мы сделать, как он сказал? Если нет, то скажи своё слово».
7 Хусий ответил Авессалому: «На этот раз совет, который дал Ахитофел, не годится». 8 «Ты знаешь своего отца и его людей,—продолжал Хусий.—Они храбры и опасны, как дикая медведица, у которой отняли медвежат. Твой отец—опытный воин, он не останется ночевать со своими людьми. 9 Он теперь, вероятно, скрывается в какой-нибудь пещере или в другом месте. Если твой отец первым нападёт на твоих людей, то народ услышит об этом и подумает: „Люди, последовавшие за Авессаломом, терпят поражение!” 10 И тогда даже самые храбрые станут дрожать от страха, так как всему Израилю известно, что твой отец—храбрый воин, и люди, которые с ним, тоже храбрецы.
11 Поэтому вот что я советую вам: пусть соберётся к тебе весь Израиль от Дана до Вирсавии[f]. Людей будет множество, как песка на морском берегу, и ты сам должен повести их на битву. 12 Мы нападём на Давида, где бы он ни находился. Мы обрушимся на него как роса, которая падает на землю, и тогда ни он, и ни один из его людей не останутся в живых. 13 А если он спрячется в каком-нибудь городе, то все израильтяне принесут к тому городу верёвки, мы завалим стены и стянем камни в долину. От того города не останется ни одного камешка».
14 Тогда Авессалом и все израильтяне сказали: «Совет Хусия архитянина лучше совета Ахитофела». Они сказали это, потому что Господь решил сделать негодным хороший совет Ахитофела, чтобы навести бедствие на Авессалома.
Хусий посылает предупреждение Давиду
15 Хусий рассказал всё это священникам Садоку и Авиафару. Он рассказал им, какой совет дал Ахитофел Авессалому и израильским старейшинам и какой совет дал он сам. Хусий сказал им: 16 «Теперь немедленно пошлите гонца к Давиду и скажите ему, чтобы он не оставался на ночь у брода в пустыне, а во что бы то ни стало перешёл через реку Иордан. Тогда царь и все его люди не погибнут».
17 Сыновья священников, Ионафан и Ахимаас, ждали у источника Рогель. Они не хотели показываться в городе, и поэтому служанка пошла к ним и рассказала им всё, а они должны были пойти и известить царя Давида.
18 Но один юноша увидел их и донёс Авессалому. Оба они быстро скрылись и пришли в дом одного человека в Бахуриме. У него во дворе был колодец, и они спустились туда. 19 Жена этого человека взяла покрывало, растянула его над отверстием колодца и насыпала на него зерно. И никто ничего не знал об этом. 20 Слуги Авессалома пришли к женщине в дом и спросили: «Где Ахимаас и Ионафан?»
Женщина ответила им: «Они уже перешли ручей».
Слуги Авессалома пошли их искать, но никого не нашли и возвратились в Иерусалим.
21 Когда они ушли, Ахимаас и Ионафан вылезли из колодца и пошли известить царя Давида. Они сказали ему: «Поскорее переходите через реку, потому что так советовал Ахитофел».
22 Тогда Давид и все его люди перешли реку Иордан ещё до восхода солнца.
Самоубийство Ахитофела
23 Когда Ахитофел увидел, что израильтяне не исполнили его совет, он оседлал своего осла и вернулся домой в свой родной город. Он составил завещание своей семье и повесился там, и был похоронен в могиле своего отца.
Авессалом переходит через Иордан
24 Давид пришёл в Маханаим, а Авессалом и все израильтяне, идущие с ним, перешли реку Иордан. 25 Авессалом поставил Амессая вместо Иоава[g] начальником своего войска. Амессай был сыном измаильтянина[h] по имени Иефера. Матерью Амессая была Авигея, дочь Нааса, сестра Саруи, матери Иоава[i].
26 Авессалом и израильтяне расположились лагерем на Галаадской земле.
Сови, Махир и Верзеллий
27 Когда Давид пришёл в Маханаим, Сови, сын Нааса из Раввы аммонитской, и Махир, сын Аммиила из Ло-Девара, и Верзеллий галаадитянин из Роглима 28-29 сказали: «Народ устал в пустыне и хочет есть и пить». Они принесли Давиду и его людям постели, блюда и другую посуду. Они также принесли пшеницу и ячмень, муку и пшено, бобы и чечевицу, жареные зёрна, мёд, масло, овец и сыр из коровьего молока.
Давид готовится к битве
18 Давид пересчитал своих людей и поставил начальников над тысячами и сотнями. 2 Он отправил людей, разделив их на три группы: одну треть Давид отдал под командование Иоава, другую треть—Авессы, сына Саруи, брата Иоава, а третью—под предводительство Еффея гефянина.
И сказал царь Давид людям: «Я сам тоже пойду с вами».
3 Но люди сказали: «Нет! Ты не должен идти с нами. Если мы побежим, никто не обратит на это внимания. Даже если половина из нас умрёт, никто этого не заметит. Ты же стоишь десяти тысяч таких, как мы![j] Тебе будет лучше остаться в городе, и, если нужно будет, ты поможешь нам».
4 Затем царь ответил им: «Я сделаю так, как для вас лучше».
Царь встал у ворот, а народ выходил по сотням и тысячам.
Сберегите молодого Авессалома!
5 Царь приказал Иоаву, Авессе и Еффею: «Ради меня, сберегите мне молодого Авессалома!»
И весь народ слышал, как царь приказывал всем начальникам обходиться с Авессаломом.
Армия Давида разбивает армию Авессалома
6 Армия Давида вышла в поле против армии Израиля, и они сразились в лесу Ефрема. 7 Армия Давида разбила израильтян, и их поражение в тот день было великое: двадцать тысяч человек было убито. 8 Сражение распространилось по всей округе, и в тот день больше народа погибло в лесу, чем от меча.
9 Случилось так, что Авессалом встретился с воинами Давида. Он был на своём муле, и, когда мул побежал под ветви большого дуба, голова Авессалома застряла в ветвях. Мул, на котором он сидел, убежал от него, а он так и остался висеть в воздухе[k].
10 Это увидел один из воинов и сказал Иоаву: «Я видел Авессалома; он висел на дубе».
11 Иоав сказал человеку, который донёс ему об этом: «Ты видел его? Почему же ты не убил его и не поверг его на землю? Я дал бы тебе за это 10 шекелей серебра[l] и пояс».
12 Но человек ответил: «Даже если бы мне дали 1 000 шекелей серебра[m], я не поднял бы руки на царского сына, так как мы слышали, как царь приказал тебе, Авессе и Еффею: „Сберегите мне молодого Авессалома!” 13 А, если бы я поступил иначе и убил бы Авессалома, это не скрылось бы от царя, и ты бы сам наказал меня»[n].
14 Иоав сказал: «Я не буду здесь попусту терять с тобой время!»
Он взял три острые палки и вонзил их в сердце Авессалома, который был ещё жив и висел на дубе. 15 У Иоава было десять юношей-оруженосцев. Они окружили Авессалома и убили его.
16 Иоав затрубил в трубу, и люди перестали преследовать израильтян. 17 Затем люди Иоава взяли тело Авессалома, бросили его в лесу в глубокую яму и забросали её огромной кучей камней.
Между тем все израильтяне разбежались по домам.
18 Ещё при жизни своей Авессалом поставил себе памятник в Царской долине, так как он думал: «Нет у меня сына, чтобы сохранилось моё имя». Он назвал памятник своим именем. Он называется «Памятник Авессалома» до сегодняшнего дня.
Иоав посылает гонца к Давиду
19 Ахимаас, сын Садока, сказал Иоаву: «Позволь, я побегу и извещу царя Давида о том, что Господь разбил его врагов».
20 Но Иоав повелел ему: «Нет, ты сегодня не принесёшь весть Давиду. Ты можешь известить его в другой день, но не сегодня, так как он был царским сыном».
21 Затем Иоав сказал одному эфиопу: «Пойди и расскажи царю всё, что ты видел».
Тогда эфиоп поклонился Иоаву и поспешил к Давиду.
22 Но Ахимаас, сын Садока, снова попросил Иоава: «Что бы ни было, позволь и мне отправиться за эфиопом».
Иоав ответил: «Сын мой, какую новость ты хочешь принести? За такую новость тебе не будет награды».
23 Тогда Ахимаас ответил: «Чтобы там ни случилось, мне необходимо бежать к Давиду».
Тогда Иоав сказал: «Беги!»
Ахимаас побежал через Иорданскую долину и опередил эфиопа.
Давид узнаёт новость
24 Давид сидел между внутренними и наружными городскими воротами. Часовой поднялся на крышу ворот в стене и, подняв глаза, увидел человека, который бежал один. 25 Часовой закричал и известил об этом царя Давида.
Царь сказал: «Если человек бежит один, значит это вестник».
А человек подходил всё ближе и ближе к городу. 26 Затем часовой увидел другого бегущего человека и закричал привратнику: «Смотри, бежит ещё один человек!»
Царь сказал: «И этот тоже вестник».
27 Часовой продолжил: «Мне кажется, что первый бежит как Ахимаас, сын Садока».
Царь сказал: «Он хороший человек. Он идёт с доброй вестью».
28 Тогда Ахимаас выкрикнул царю: «Всё хорошо!» Он поклонился царю до земли и сказал: «Да будет благословен Господь, твой Бог! Он разбил тех, кто поднял руку против тебя, господин мой царь».
29 Царь спросил: «Жив ли молодой Авессалом?»
Ахимаас ответил: «Я видел, что там царило большое волнение, когда Иоав посылал меня, но я не знаю, в чём было дело».
30 Тогда царь приказал: «Отойди в сторону и подожди». Ахимаас отошёл в сторону и стал ждать.
31 Затем пришёл эфиоп и сказал: «Господин мой царь, вот добрая весть для тебя! Сегодня Господь наказал всех, кто поднялся против тебя!»
32 Царь спросил эфиопа: «Всё ли благополучно с молодым Авессаломом?»
Тогда эфиоп ответил: «Пусть с твоими врагами и со всеми, кто замышляет зло против тебя, будет то, что постигло этого юношу».
33 Царь был сокрушён. Он пошёл в комнату над воротами и там плакал. Идя туда, Давид повторял: «О, сын мой Авессалом! Сын мой, сын мой Авессалом! Лучше бы мне умереть вместо тебя, о Авессалом, сын мой, сын мой!»
©2014 Bible League International